Всем известно, что столицей Беларуси является город Минск, но немногие наслышаны о том, что в конце 1930-х годов он вполне мог лишиться своего высокого статуса. В то время правительство Белорусской Советской Социалистической Республики на полном серьёзе рассматривало вопрос о переносе столицы в… Могилёв.

Дворцовый треугольник Могилёвщины 1
К счастью или к сожалению, но великое переселение так и не состоялось. Однако в том, что Могилёвщина – край особый, сомневаться не приходится. Есть там и свой «Бермудский треугольник», почитаемый любителями архитектуры, куда включены деревня Жиличи, небольшой городок Кричев и, конечно же, сам Могилёв.

На севере Кировского района Могилевской области берет начало река Добосна, впадающая ниже города Жлобина в Днепр. На этой реке находится деревня, название которой ранее совпадало с названием реки, но сейчас она называется Жиличи.

Согласно сведениям известного исследователя дворянских усадеб Речи Посполитой Романа Афтанази, в XV в. имение Добосна принадлежало князьям Трабским. В XVI в. Альбрехт Гаштольд Виленский, воевода и староста Гольшанский, получил его в числе других от своей сестры. После смерти в 1542 г. его сына Станислава (последнего из Гаштольдов этой линии) все наследственные имения рода перешли во владение Новогрудского воеводы Александра Ивановича Ходкевича.

Дворцовый треугольник Могилёвщины 2Жиличский дворец на рисунке Наполеона Орды

С первой четверти XVII в. эти земли на два столетия стали собственностью знаменитого рода Сапег. В первой четверти XIX в. имение Добосна приобрели представители шляхетного рода Булгаков, которые владели им до начала XX века.

Строительство здесь дворца и преобразование прилегающей территории в парк было инициативой Игнатия Булгака. Дворец начали возводить в 1825 году. Строительством изначально руководил воспитанник Петербургской академии художеств архитектор Клабуковский, а на втором этапе в нём принял участие известный уроженец Гродненской области,  архитектор Карл Подчашинский. В географическом словаре королевства Польского (1881 г.) отмечается, что И. Булгак «…возвёл невиданной роскоши дворец с сотней комнат, частной капеллой и украсил дворец художеством».

Дворцовый треугольник Могилёвщины 3Дворец Булгаков в Жиличах

Многие просматривают в чертах «Добосны» схожесть с французскими дворцами, и это не случайно. Игнатий Булгак участвовал в Войне 1812 года и вместе с русской армией дошел до Парижа. У него была возможность полюбоваться шедеврами французской архитектуры. Кроме того, он собрал неплохую коллекцию картин известных европейских мастеров.
После возвращения домой, Булгак организовал успешное хозяйство площадью до 30 га, а также начал строительство прекрасного дворца. В целом же, он был активным политическим деятелем: занимал должности лидского ротмистра и маршала бобруйского, а также был предводителем дворянства Бобруйщины. У него было девять детей, из которых усадьбу унаследовал младший сын Эдгар. Тот, в свою очередь, в 1914 году продал «Добосну» своему племяннику Эммануилу, который пробыл в имении недолго – сразу после революции эмигрировал во Францию.

Дворцовый треугольник Могилёвщины 4Знаменитый фотограф Ян Булгак

Доводилось бывать в здешних местах и именитому фотографу Яну Булгаку, сделавшему в усадьбе и её окрестностях более 30 снимков. На фотографиях дворец предстает уже в несколько измененном виде по сравнению с тем, что осталось на акварелях Наполеона Орды.

Бывшая «Добосна» — это целый дворцово-парковый комплекс, в состав которого входил не только дворец, но и великолепный парк, а также несколько искусственных водоемов. Двухэтажный дворец имел П-образную форму. Он строился в два этапа. Сначала был возведен главный корпус, а через некоторое время к нему пристроили крыло, в котором размещалась капелла и дополнительные жилые помещения.

Согласно традициям классицизма, дворец был увенчан бельведером с куполом, в средних проемах которого со стороны главного и дворового фасадов помещались часы. Во время пребывания владельца во дворце под его куполом поднимался флаг.

Дворцовый треугольник Могилёвщины 5Интерьер дворца Булгаков

Главными акцентами гладких декорированых пилястрами стен появлялись величественные, во всю высоту здания, портики с балконами. Фронтоны портиков заполнены барельефами с гербами владельцев. Два боковых корпуса тоже имели портики. Та часть, где расположился встроенный храм, немного отличалась от остального дома арочными окнами и широко расставленными пилястрами. В другом крыле нашла себе место тропическая оранжерея. На лето экзотические пальмы, кипарисы и апельсины пересаживались в парк.

Дворец отличался специфическим расположением комнат. Гость сначала попадал в вестибюль, из которого вели двери в служебные помещения первого этажа и лестница на второй этаж, где были парадные покои. Интерьер дворца потрясал – обилие декоративных деталей, тщательная отделка, много дерева, дорогая мебель и зеркала.

Дворцовый треугольник Могилёвщины 6Потолок во дворце Булгаков

Особый интерес представляли лепные кессонированные потолки. В некоторых покоях на стенах были лепные полихромные украшения и орнамент. Здания дворца замыкались кольцом, образуя огромный внутренний двор (сравнимый с современным футбольным полем). Частью комплекса была купальня с эффектной колоннадой, которая не сохранилась.

Вестибюль на первом этаже казался небольшим и темным из-за четырех массивных квадратных столбов. В дальнем от парадного входа в столовую углу находились двери, которые вели в буфетную, а с нее на черную лестницу, по которой прислуга спускалась в кухню. Смежная с залом гостиная по размеру относительно небольшая, в ней есть второй ряд окон.

Дворцовый треугольник Могилёвщины 7Элемент декора в Жиличском дворце

Наличие балкона из коридора третьего этажа, крупные членения лепного фриза и потолки с фигурками кариатид и женскими масками свидетельствуют о том, что здесь проводились официальные приемы. Гостиная со стороны столовой решена более камерно. Верхний ряд окон украшен изысканными лепными фризами, а также круглыми розетками с фигурками купидонов.

Видимо, это была комната, в котором вдоль стен стояли мягкие диваны. Третье по величине парадное помещение во дворец – хорошо декорированная спальня.

Поскольку Игнатий Булгак был любителем музыки, все помещения отличаются исключительной акустикой. Есть даже специальный потайной этаж, по которому музыканты незаметно для гостей могли пробираться на балкончики, где они играли.

Дворцовый треугольник Могилёвщины 8Одна из комнат дворца Булгаков

Славился Жиличский дворец и сборами предметов искусства, среди которых были живописные полотна, древние гобелены, слуцкие пояса, рыцарские доспехи и оружие. Книжный сбор составлял около 7000 томов.

Дворец Булгаков по своим размерам обгонял даже резиденцию Радзивиллов в Несвиже, ведь его основатель хотел построить себе самый прекрасный дом во всей стране. Его корпуса изолированы от деревни, они расположены в гуще приусадебного  парка.

Парк в Жиличах украшали многочисленные скульптуры, уютные беседки и павильоны, ажурные мостики. Он занимал территорию в 18 га, а весь дворцово-усадебный комплекс располагался на территории 100 га. В парке росли редкие виды деревьев, например, клен серебристый, ясень пенсильванский, лиственница европейская.

Жиличский дворец смог успешно пережить все войны и революции XX века. В него ни разу не попала бомба, тут не было ни одного пожара. В 1920-е годы в этом здании открыли школу рабочей молодежи, а в 1930-е годы – сельскохозяйственный техникум.

Дворцовый треугольник Могилёвщины 9
В годы Второй Мировой войны немцы приспособили здание дворца под госпиталь, а в парке сделали кладбище, где хоронили умерших солдат вермахта. Помимо этого, на первом этаже располагались склады продовольствия, на втором – помещения для гарнизона. Тем не менее, в послевоенные годы тут исчезли все признаки пребывания немцев, даже кладбище не пощадили – оно было перепахано. В 1996 году во дворце открылся Жиличский музей.

Сейчас в Жиличах продолжается реконструкция. В 2011 году была полностью реконструирована часть комплекса, в которой расположилась Жиличская школа искусств. Восстанавливается и придворный костел, а в планах – отстроить еще и потерянный во время войны южный корпус. Ведется работа и по обновлению парка и прудов усадьбы. И хотя первоначальный облик дворцово-паркового комплекса существенно изменился, его ключевая часть в скором времени может обрести вид такого же уникального архитектурного шедевра, каким она являлась при своих первых хозяевах – Булгаках.

Дворцовый треугольник Могилёвщины 10Дворец Потемкина в Кричеве

С другой, не менее именитой фамилией, – князя Григория Потёмкина-Таврического, связана главная достопримечательность старинного городка Кричев, находящегося неподалеку от российской границы. Город известен в летописных источниках с XII века. Позднее он перешёл под контроль Мстиславского княжества, которое в 1359 году вошло в состав Великого княжества Литовского. В 1633 году город  получил Магдебургское право. В первой половине XVIII века Кричевщиной владел князь Иероним Радзивилл, а после Первого раздела Речи Посполитой владельцем Кричева стал надворный маршалок великий коронный граф М. Мнишек.

За отказ принять присягу верности Екатерине II владения графа были конфискованы в пользу государственной казны и подарены императрицей князю Потёмкину, который лишил город самоуправления, а жителей перевёл в крепостные. Тем не менее, своим главным архитектурным творением сегодняший Кричев обязан именно этому фавориту императрицы.

Дворцовый треугольник Могилёвщины 11Граф Потемкин

Дворец в Кричеве строил известный русский архитектор Иван Старов, он также был автором Таврического дворца в Петербурге. Здание по форме напоминает букву «Е» – в честь Екатерины Великой. Сама императрица была в Кричеве только раз – 19 января 1787 года, во время своей поездки по присоединенным губерниям.

Очевидцы говорят, что государыня не только пообедала, но и переночевала во дворце. А в ее честь, согласно письменным источникам, “на дворе перед дворцом горела великолепная иллюминация до самого рассвета”. Кстати, понятие «потёмкинская деревня» пошло именно из той самой поездки.

Строился кричевский дворец в стиле классицизма, для которого характерна симметричность. Планировка его была анфиладной, на главной оси постройки находился овальный зал, который выступал во внутренний двор полукружием. У здания было два боковых крыла, а между ними выступал полукруглый ризалит, который выходил на полукруглую террасу. Эта терраса спускалась в сторону парка.

Дворцовый треугольник Могилёвщины 12Вид на фасад Кричевского дворца

Потемкин владел Кричевом и дворцом не очень долго. В 1787 году он продал его Яну Голынскому, внук которого Стефан впоследствии перестроил дворец в неоготическом стиле. С фасада исчезли все декоративные элементы в классическом стиле. Самым большим изменениям подвергся вход. Изначально его украшал портик с балконом и четырьмя колоннами. После перестройки вход во дворец выделялся неоготическим ризалитом с гранеными пилонами. Перестройкой дворца руководил швейцарский архитектор Бернар де Симон.

Сохранилось описание дворца в Кричеве в 1914 году. Вестибюль его был разделен на две части колоннадой. В глуби вестибюля были две дубовые лестницы, ведущие на второй этаж, его стены покрывало оружие, доспехи и щиты. Тут же висели прекрасно сохранившиеся гусарские доспехи, которые, скорее всего, принадлежал Юзефу Голынскому.

Во дворце было 72 комнаты. Три комнаты справа от вестибюля были жилыми. Две комнаты, что также располагались в правом крыле, назывались «епископскими», потому что там раньше жил епископ. В 1855 году в Кричеве сгорел костел, и Стефан Голынский разрешил проводить богослужения во дворце, даже выделил для этого место. Там же, в правом крыле, размещались и хозяйственные помещения, а также – комнаты для прислуги и ванная. Слева от вестибюля была библиотека, спальня хозяев и будуар. К библиотеке прилегал небольшой зал с окнами, выходивших во внутренний дворик.

Дворцовый треугольник Могилёвщины 13Один из залов кричевского дворца

Из библиотеки можно было пройти в столовую, которая была обставлена роскошной мебелью из черного дуба. На стенах висели фамильные портреты Голынских и образ Св. Николая Мирликийского византийского письма, написанный на кипарисовой доске. В столовой находилось несколько буфетов, где хранилась прекрасная фарфоровая посуда и столовое серебро. В левой части был кабинет и еще несколько подсобных помещений с кладовой. Самым значительным во дворце был овальный Портретный зал, стены которого были покрыты изумительной гипсовой лепниной.

На втором этаже дворца размещались три больших зала. Овальный Бальный зал располагался над Портретным. Главным украшением зала был прекрасно декорированный свод, с которого свешивалась люстра огромных размеров. В левом крыле второго этажа было два зала поменьше. В одном из них располагался архив. В этом же крыле находилась и ванная, облицованная мрамором.

Одной из самых почитаемых святынь во дворце было древнее распятие из светлого дерева. Оно хранилось в одном из залов на втором этаже. Существовала даже легенда, что пока распятие во дворце – роду Голынских ничего не грозит, и они тоже будут жить во дворце. В 1918 году распятие передали в костел города Кричева.

Обязательным дополнением ко дворцу был великолепный парк, заложенный еще в конце XVIII века, главной чертой которого было наличие липовых аллей. Часть парка носила пейзажный характер, а общая площадь составляла около 10 га. В парке рос и «дуб царицы», который посадили в честь визита Екатерины II.

Попасть в усадьбу можно было через оригинальные въездные ворота, которые были построены в середине XIX века. Они представляли собой четыре стилизованные египетские пирамиды.

В 1898 году во дворце случился сильный пожар, Стефан Голынский пытался его востановить, но этому помешала Первая Мировая война и революция. Позднее в здании размещались: частная гимназия, трудовая школа, школа-интернат. При этом состояние строения оставляло желать лучшего.

Полноценная реставрация дворца началась только в начале 1990-х годов и закончилась в 2008 г. Сейчас на первом этаже дворца располагается «Дом гражданских обрядов», в овальном зале проходят различные торжественные церемонии. Другие помещения отданы Кричевскому краеведческому музею. Чтобы красота, на восстановление которой было затрачено немало средств, долгие годы радовала посетителей дворца, экскурсантам при входе в здание предлагают надеть специальные бахилы.

Дворцовый треугольник Могилёвщины 14Могилевский дворец Конисского

В ближайшей перспективе насыщенный экспонатами Рыцарский зал поведает об истории Кричева – от зарождения до XVIII в., а в библиотеке можно будет увидеть подлинные книги XVII–XIX вв. Самая старинная книга, хранящаяся в музее, – “Обет душевный” Симеона Полоцкого.

Обновление коснулось и прилегающих территорий. В парке высажено более сотни новых деревьев –  это клены, липы, дубы, можжевельники и ели. Предполагается также восстановить хозяйственные постройки и конюшни.

Дворец планируется задействовать в маршруте Мстиславской туристической зоны. Кстати, партизанское движение в Беларуси зародилось именно на Мстиславщине в середине XVI века. Но это, как говорится, совсем другая история.

Не столь шикарным, как дворец Потёмкина, но тоже впечатляющим является дворец Конисского – жёлтое здание классического стиля в самом центре Могилева. Владелец данного особняка был личностью неординарной.

Мемориальная доска у входа лаконично сообщает: «В этом доме жил и работал в 1785—1795 гг. известный деятель культуры восточных славян, просветитель, писатель и политик — архиепископ Георгий Конисский». Знаменитый Пушкин называл его «одним из самых векопомных мужей XVIII века». И это отнюдь не случайно. Известно, что Конисский писал стихи и переводил их с иностранных языков. Он являлся также автором драматических произведений, курса лекций по риторике, составителем «Правил поэтического искусства».

Будучи церковным деятелем, Георгий Конисский всю свою жизнь посвятил сфере образования и культуры — открывал школы, писал и издавал книги, учредил собственную типографию. Это был человек прогрессивных мыслей, кипучей энергии и многогранных интересов. В частности, живя в монастыре, Конисский занимался астрономией, наблюдая за звездами с высокой колокольни.

Само здание дворца Конисского изначально планировалось как симметричный комплекс, обрамленный монастырскими кельями. Оно построено архитектором из Вильнюса Яном Глаубицем в 1762-1785 гг. Первично планировочная организация комплекса выражала симметрию: в глубине квартала находился сам дворец, а справа и слева от него расположились монастырские кельи, соединяясь ажурной металлической оградой с парадными въездными воротами.

План дворца — компактный прямоугольник с небольшими выступами-ризалитами в угловых частях, который членился на большие комнаты. Центральное положение в первом этаже занимали вестибюль и зал приемов. На втором этаже находились личные покои, кабинет и библиотека владельца. Третий этаж — аттиковый — имеется лишь в средней части дворца. Здесь располагались небольшие помещения, которые предназначались, вероятнее всего, для гостей и обслуживающего персонала.

В наружной архитектуре дворца отчетливо видны типичные черты барокко: пластика в решении фасадов, ниши, сложные по рисунку наличники и т.д. Высокая, интересная своей формой крыша здания гармонирует с характером фасадов. Ворота и дворец располагаются на одной композиционной оси. В здании дворца, по слухам, обитают таинственные духи, незримые оку.

Дворцовый треугольник Могилёвщины 15Триумфальная арка в Могилеве

Кроме дворца архиерея, в Могилёве есть масса других интересных достопримечательностей. Некоторые из них даже выглядят курьёзно. Это, к примеру, триумфальная арка, построенная в городе в честь приезда российской императрицы. Спустя без малого двести лет, с приходом в город советской власти, триумфальную арку поначалу хотели снести. Однако впоследствии передумали и сделали из нее своего рода Доску почета. Так до сих пор арка и стоит – с имперским стилем и коммунистическими лозунгами.

Вообще, Могилёв – город древний, основанный на трех холмах на днепровских берегах, известный по летописям с XIII столетия, имевший ранее свой замок и три ряда укреплений. Особый интерес представляют городские легенды, о которых местные краеведы рассказывают с нескрываемым удовольствием.  Среде них – не только история о богатыре Машеке, курган с погребением которого, прозванный «Могилой Льва», дал название городу.

Существует ещё и множество свидетельств паранормальных явлений, творившихся на Могилёвщине. Упоминания о них встречаются даже в сохранившихся до наших дней древних летописях и хрониках. В одном из таких документов, к примеру, говорится, что в 1670 году в Могилеве постоянно находили письмена ярко–красного цвета. Кто–то оставлял надписи на стенах церквей, костелов, других зданий, причем на большой – в несколько саженей (4 – 6 метров) – высоте. Появлялись они даже в запертых на замки сундуках. А бывало, жители целых кварталов поутру обнаруживали, что у них загадочным образом за ночь были острижены волосы.

Согласно другим архивным хроникам, в августе 1694 года на город обрушился град величиной с грецкий орех, в июне 1695 выпал снег и пролежал несколько дней. В январе 1700 года люди увидели на небе аж три солнца, вскоре, после чего началась Северная война, принесшая могилевчанам неисчислимые бедствия. А русско–турецкую войну, по мнению летописцев, предрекали кровавого цвета столбы, появившиеся на востоке и исчезнувшие на западе. От их свечения все вокруг казалось кровавым.

Но, безусловно, далеко не всё в истории Могилевщины было столь мрачным. Во времена лихолетья и войн могилёвчане всегда вставали на защиту родной земли. Именно благодаря доблести горожан, в 1661 году Могилеву был пожалован королевской милостью новый герб. Изображение его таково: на синем поле расположены белые замковые ворота с тремя башнями. В воротах стоит рыцарь. А на средней башне находится символ литовско-беларуской державы – Погоня. Герб этот действителен и сегодня.

Ирина Шумская, культуролог.