Проект «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» приглашает на экскурсию по усадьбе Ваньковичей. В XIX веке усадьба была культурным центром столицы. Музей-усадьба буквально переносит посетителей в другое временное измерение, где в гости могут прийти Станислав Монюшко или Винцент Дунин-Марцинкевич, а на полках в библиотеке стоят книги на французском языке. 

В сердце современного Минска, на некогда Волоцкой улице Верхнего города уютно разместилась городская усадьба, построенная ещё в конце XVIII в. В 1846 г. дом купил судья, предводитель дворянства Минского уезда Эдвард Ванькович. Помимо господского дома в усадебный комплекс входили также несколько флигелей, в которых размещались конюшня и каретная Ваньковичей, кухня усадьбы, квартира управляющего, а также зимняя отапливаемая оранжерея Ваньковичей. При жизни хозяина и его потомков усадьба была своеобразным культурным центром, куда приходили многие представители минской дворянской интеллигенции, собирались художники, музыканты. В доме Эдварда Ваньковича гостил его близкий родственник, композитор Станислав Монюшко. Сюда часто заглядывал и писатель Винцент Дунин-Марцинкевич. Ваньковичи жили в усадьбе до 1920 г. Последним её владельцем  был внук Эдварда – Пётр Ванькович, который впоследствии эмигрировал в Польшу, оставив всё своё имущество. В начале 1920-х гг. все усадебные комнаты были приспособлены под коммунальные квартиры.

Дом Ваньковичей

В 1980 г. было принято решение о музеефикации усадьбы, проведены реставрационные работы, восстановлена первоначальная планировка дома. Сегодня здесь находится филиал Национального художественного музея Республики Беларусь – музей «Дом Ваньковичей. Культура и искусство первой половины XIX века», который открылся для посетителей 12 мая 2000 г. к 200-летию со дня рождения художника Валентия Ваньковича.

Дом Ваньковичей 1

Оказавшись в самой усадьбе, посетитель окунается в атмосферу XIX века. Тут не слышно и не видно суеты мегаполиса, вокруг царит умиротворение и благородство эпохи аристократов. Большой коридор делит дом на две части – парадную и жилую. Жилая половина состоит из небольших обособленных покоев, бревенчатые стены которых ничем не закрыты. В парадной части находятся три больших зала с оштукатуренными стенами, что создаёт представление о более дорогой каменной постройке. Двустворчатые двери парадных покоев расположены на одной оси. Такая планировка является типичной для эпохи классицизма  и называется коридорно-анфиладной.

Дом Ваньковичей 2

Дом Ваньковичей 3

Интерьеры парадных покоев оформлены в стиле ампир, который пришёл на наши земли в начале XIX века из Франции и трансформировался в так называемый «русский ампир». Художественный замысел стиля с его формами, а также богатым декорированием был призван подчёркивать и воплощать идеи могущества. Вместе с ампиром в общеевропейскую моду пришла египтомания, захватившая материк после египетского похода Наполеона. Отчётливый акцент ампира виден в декоре рабочего кабинета Эдварда Ваньковича и парадной гостиной, где вся мебель выделяется монументальностью конструкций и благородством материала (красное дерево).

Дом Ваньковичей 4

Дом Ваньковичей 5

Обязательным атрибутом усадьбы любого уважающего себя благородного семейства являлось наличие портретной галереи. Не стала исключением и усадьба Ваньковичей. Большая часть музейной портретной галереи – это портреты современников хозяев дома, занимавших в обществе определенное социальное положение. Здесь и мелкая шляхта, и военные, чиновники судебных ведомств, их жены и дочери. Портреты передают облик, характер, одежду, уровень культуры изображаемых персонажей.

Дом Ваньковичей 6

Дом Ваньковичей 7

Однако не этим завораживает застывшая во времени усадьба. Здесь всё ещё осталось лёгкое, еле уловимое дыхание самих владельцев, осталось ощущение того, что вот-вот откроется дверь – и в покои вернётся хозяйка дома или в рабочем кабинете послышится лёгкое покашливание хозяина. Такой необычный эффект присутствия создают подлинные вещи, которых касались сами Ваньковичи.

Дом Ваньковичей 8

В рабочем кабинете Эдварда Ваньковича располагается усадебная библиотека. Безусловно, шляхтичи были людьми образованными и прекрасно владели польским и рядом других языков. Особенно любили французский язык. На нём часто вели переписку, светские беседы. Особой популярностью также пользовалась французская литература. Большинство изданий из коллекции музея напечатаны именно на французском языке. В музей эти книги переданы Национальной библиотекой Беларуси. Одна из этих книг, имеющих особую ценность, лежит отдельно на зелёном сукне столешницы шкафа-бюро. Это «Опыты» авторства Мишеля де Монтеня, изданные в 1802 году в Париже. На титульной странице рукой Эдварда Ваньковича сделана запись по-французски: «Из библиотеки Эдварда Ваньковича».

Дом Ваньковичей 9

Следующее открытие ждёт посетителей в парадной гостиной. Парадная гостиная – место торжественных приёмов и досуга дворян. Она всегда обставлялась изысканной мебелью, украшалась живописью и скульптурой. Именно здесь расположилась скульптура «Поцелуй Амура». Она является репликой известной композиции итальянского скульптора Антонио Кановы «Амур и Психея». Самые крупные собрания его работ находятся в парижском Лувре и в петербургском Эрмитаже. Сюжет для скульптуры «Амур и Психея» взят из произведения древнеримского писателя Апулея «Метаморфозы, или Золотой осёл». Миф повествует об истории любви самой прекрасной из смертных женщин Психеи и Амура. Эта история имеет счастливый конец: Амур добился согласия небожителей на брак с Психеей, которая получила от Зевса бессмертие и была приобщена к сонму богов. История самой скульптуры не менее драматична. Ведь и она претерпела определённые метаморфозы, пробудившись после долгого сна. Скульптура долгое время была укрыта одеялом из… слоя земли! Её совершенно случайно обнаружили во время реставрационных работ во дворе усадьбы уже в наше время. Логичным будет предположить, что последний хозяин усадьбы, уезжая в эмиграцию, приказал спрятать скульптуру в землю в надежде скорого возвращения домой.

Дом Ваньковичей 10

Ещё один неотъемлемый атрибут усадьбы Ваньковичей – это вяз, растущий на ее территории. Посаженный в начале XX века, он был свидетелем и сбора всех родственников на съезды рода, и горечи их прощания с Родиной перед отъездом в эмиграцию. Дождался он и возрождения усадьбы, и сегодня, словно умудрённый годами и жизненными невзгодами привратник, встречает всех гостей музея.

Дом Ваньковичей 11Музей «Дом Ваньковичей. Культура и искусство первой половины XIX века»

Автор: Павел Стаяновский, фото: автора, архив музея, http://museums.by/